Человеку дано от рождения пять чувств, с помощью которых он воспринимает окружающий мир. Но если вдруг одно из них отсутствует с самого начала или утрачено в процессе жизни, что делать? К счастью, современная медицина владеет технологиями, способными решить проблему. В случае утраты слуха, например, можно обратиться в ГБУЗ ТО в сурдологопедическое отделение в «Областной клинической больнице №1», где людям с тугоухостью помогают вновь вернуться в мир звуков, детям научиться говорить и жить нормальной, полноценной жизнью.

Команда специалистов

Как рассказала врач сурдолог-оториноларинголог этого сурдологопедического отделения Наталья Бабушкина, здесь работают не только врачи, но и педагоги-дефектологи, логопеды, психологи. И все вместе они делают все возможное, чтобы восстановить слух, улучшить качество жизни и социальную адаптацию пациентов.

Важное место отводится диагностике нарушений слуха. Сегодня для его проверки применяется много различных методик, не только выявляющих ухудшение слуха, но и помогающих определить уровень поражения слухового аппарата человека. В любом возрасте можно проводить тимпанометрию (импедансометрию), объектом исследования которой является среднее ухо. Она основана на измерении подвижности барабанной перепонки в ответ на перепады давления воздуха в наружном слуховом проходе. Этот метод позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и исключить наличие жидкости в среднем ухе.

Аудиометрия – простой и доступный метод диагностики, позволяющий определить величину снижения слуха. Применяется тональная и речевая аудиометрия. При тональной аудиометрии каждая частота исследуется в отдельности при помощи звуков различной громкости. Речевая аудиометрия нужна для вычисления процента слов, которые может разобрать человек при различной громкости их воспроизведения. В детской практике используется компьютерная и ориентировочная аудиометрия. В первом случае наряду с ЭЭГ подаются звуковые сигналы. Если ребенок слышит, то в коре головного мозга возникают ответные реакции, они регистрируются компьютером. Ориентировочная рассчитана на детей постарше, уже отчетливо реагирующих на яркие изображения и способных искать источники звука. Ребенку по очереди показывают картинки и дают слушать звуки. Если он оживляется при виде картинок, но не реагирует на звук, значит, имеются проблемы со слухом. Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) исследует функцию улитки внутреннего уха.

Скрининг с первых дней жизни

Сегодня во всех роддомах новорожденным на 3-5 день проводится отоакустическая эмиссия (ОАЭ) в качестве аудиологического скрининга. В детских поликлиниках установлены эти аппараты для повторного проведения обследования. Этот метод выявляет даже небольшое снижение слуха вне зависимости от вида уровня тугоухости, является она кондуктивной или сенсонервальной. По мнению специалистов, аудиологический скрининг имеет большие возможности в дальнейшем прогнозе для детей с проблемами слуха. Он определяет тип нарушения слуха, уровень поражения слуховой системы и степень слуховых потерь ребенка в возрасте до 3-4 месяцев. Врач имеет возможность в ранние сроки определиться с тактикой ведения пациента в зависимости от степени нарушений, решить, будет ли это противовоспалительная терапия или кохлеарная имплантация. Уточним, кохлеарная имплантация относится к высокотехнологичным методам лечения, проводится в крупных федеральных центрах (Москва, Санкт-Петербург) по квотам, выделяемым для пациентов в рамках программы госгарантий. Она представляет собой электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом.

Дело долгое, но необходимое


В качестве метода лечения может быть выбрана и реабилитация. Она играет большую роль для дальнейшего качества жизни пациентов с нарушениями слуха, особенно детей. Как рассказала педагог-дефектолог сурдологопедического отделения ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница №1» Ольга Жильцова, реабилитация в отделении начинается с 6 месяцев. Это проведение индивидуальных и групповых сурдопедагогических занятий с глухими и слабослышащими детьми, в ходе которых происходит формирование слухового восприятия и устной речи. Специалисты отделения готовят детей к школе. На базе отделения работает школа для родителей детей с нарушениями слуха. Несмотря на то, что сегодня нарушения слуха благодаря аудиологическому скринингу стали выявляться в раннем возрасте, часто эта патология сочетается с другим тяжелыми заболеваниями – детским церебральным параличом, различными видами нарушения речи (афазия, дизартрия, алалия, заикание и т.д.). И комплексные нарушения, несомненно, усложняют процесс реабилитации, удлиняют его, требуя от всех его участников большого терпения и титанического труда. Реабилитация помогает развить остаточный слух, сформировать коммуникативные навыки, речь, психические функции. Занятия с разными специалистами отделения способствуют социальной адаптации ребенка. В дальнейшем он может ходить в обычный детский сад, кстати, что крайне необходимо таким деткам – они должны находиться в речевой среде, в школе, и жить, как здоровые сверстники. Для взрослых со снижением слуха в отделении проводится подбор и настройка слуховых аппаратов.

Слышит ли ребёнок?

Как родители самостоятельно могут заметить, что у ребенка проблемы со слухом? Для этого нужно знать нормы развития слуха. В 1-1,6 месяца малыш вздрагивает, услышав внезапный громкий звук (стук двери, сигнал автомобиля). В возрасте около 2 месяцев ребенок оживляется, услышав голос матери. После 3-4 месяцев он ищет взглядом источник звука, поворачивает голову в сторону звука. После 6 месяцев дети начинают произносить длинные слова, состоящие не менее чем из 6 слогов. С года ребенок должен реагировать на тихую речь с расстояния метра. В старшем возрасте нарушения слуха у детей проявляются в том, что они постоянно переспрашивают, просят говорить громче и сами начинают говорить громко. Если вы чувствуете, что с вашим ребенком не все в порядке, необходимо проконсультироваться с лор-врачом.

Источник: «Тюменская правда»